1957 Moscow - издание ЦРУ США
- Wolliger Mensch
- Сообщения: 84
- Зарегистрирован: 17 мар 2010, 11:56
Re: 1957 Moscow. US map
«Схематичная карта» — это, наверное, вот. А данная карта — схематический план.
Re: 1957 Moscow. US map
Уважаемый Wolliger Mensch,
Спасибо за комментарий - у меня иная точка зрения.
Терминология в области наименований исторических карт, планов и схем довольно далека от жестких и формальных определений, свойственных, например, математике или языкам программирования. На этапе создания данного сайта, охватывающего разнородные коллекции картографических материалов, было решено кратко называть каждый документ - единицу хранения в базе данных - картой. Краткое наименование необходимо просто хотя бы для того, чтобы тексты в меню сайта были компактными. Нюансы было решено передавать в соответствии с наименованиями документов, если таковые имеются в самом документе или в охватывающем документе. В ряде случаев наименований вообще нет, и поэтому схемами названы документы с минимальной степенью детализации, где указана лишь структура объектов, планами - более детальные документы, и картами - документы с высокой степенью детализации. Документы с географической координатной сеткой при этом естественнее называть картами.
Представленная выше карта хранится в Library of Congress Geography and Map Division Washington, D.C. 20540-4650 USA, в качестве места издания указано Washington : Central Intelligence Agency, 1957. Это один из примеров серии картографических материалов, издававшихся ЦРУ в 50-х-80-х годах, другие примеры - представленные на сайте карты 1986 года. В каталоге упомянутой библиотеки эти материалы называются maps - картами. Наличие указанных географических координат - это еще один повод назвать этот документ картой. Вместе с тем в США, и в СССР, в это же время, естественно, выпускались намного более детализированные карты Москвы иного назначения - см., например, карту Москвы 1968 года. В этом случае, например, наряду с координатами на карте указан еще и профиль местности. Определенная условность (схематичность) карты 1957 года и послужила поводом для ее названия Схематичной картой.
С учетом всего этого я бы не согласился с тем, что схема метро имеет больше прав именоваться картой, чем снабженный географической координатной сеткой и масштабной линейкой труд американских разведчиков и картографов.
Спасибо за комментарий - у меня иная точка зрения.
Терминология в области наименований исторических карт, планов и схем довольно далека от жестких и формальных определений, свойственных, например, математике или языкам программирования. На этапе создания данного сайта, охватывающего разнородные коллекции картографических материалов, было решено кратко называть каждый документ - единицу хранения в базе данных - картой. Краткое наименование необходимо просто хотя бы для того, чтобы тексты в меню сайта были компактными. Нюансы было решено передавать в соответствии с наименованиями документов, если таковые имеются в самом документе или в охватывающем документе. В ряде случаев наименований вообще нет, и поэтому схемами названы документы с минимальной степенью детализации, где указана лишь структура объектов, планами - более детальные документы, и картами - документы с высокой степенью детализации. Документы с географической координатной сеткой при этом естественнее называть картами.
Представленная выше карта хранится в Library of Congress Geography and Map Division Washington, D.C. 20540-4650 USA, в качестве места издания указано Washington : Central Intelligence Agency, 1957. Это один из примеров серии картографических материалов, издававшихся ЦРУ в 50-х-80-х годах, другие примеры - представленные на сайте карты 1986 года. В каталоге упомянутой библиотеки эти материалы называются maps - картами. Наличие указанных географических координат - это еще один повод назвать этот документ картой. Вместе с тем в США, и в СССР, в это же время, естественно, выпускались намного более детализированные карты Москвы иного назначения - см., например, карту Москвы 1968 года. В этом случае, например, наряду с координатами на карте указан еще и профиль местности. Определенная условность (схематичность) карты 1957 года и послужила поводом для ее названия Схематичной картой.
С учетом всего этого я бы не согласился с тем, что схема метро имеет больше прав именоваться картой, чем снабженный географической координатной сеткой и масштабной линейкой труд американских разведчиков и картографов.
-
Drovosek
Re: 1957 Moscow. US map
Схему линий метрополитена можно, конечно, назвать картой метро, но пусть уж остается схемой, дабы не вводить в заблуждение...
Re: 1957 Moscow. US map
Вот какая статья про карты ЦРУ была опубликована в "Правде" в 2002 году:
КАК ЦРУ СДЕЛАЛО КАРТУ МОСКВЫ И ПОДАРИЛО ЕЕ СОВЕТСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ
22.06.2002
Часто люди пользуются вещами, не слишком интересуясь их происхождением. Между тем, их история бывает весьма любопытна. Для нас привычно пользоваться картой Москвы: она есть почти в каждом доме. А между тем, мало кому известно, что первая подробная ее версия была выполнена в ЦРУ.
После Второй мировой войны правительство США поручило спецслужбам разработать подробную карту Москвы. Она предназначались для сотрудников Американского посольства. Но без содействия советских властей это сделать было невозможно. Пришлось обратиться к Советскому правительству. Американская сторона указывала в записке, что хаотичное нагромождение улиц, улочек и тупиков лишает сотрудников посольства возможности ориентироваться в городе, существенно препятствует их деятельности, приводит к ошибкам, опозданиям, срывам важных встреч. Такие же неудобства, кстати, испытывали сами москвичи и гости столицы. Москва бурно росла и строилась. Ориентироваться в ней было сложно. Приезжим приходилось останавливать на улицах буквально каждого, чтобы выяснить, в каком направлении двигаться, отыскивая адрес. Да и коренные жители, хорошо знавшие город в пределах Садового кольца, абсолютно терялись, попадая в новые районы.
Испытав легкую панику и посовещавшись, Правительство согласилось на производство карты. Масштаб предстоящей работы превысил для американцев все нормальные пределы, установленные в ЦРУ. Группа топографов засела за карты: изыскивала информацию всеми доступными способами. Одним из ее источников послужили даже трофейные немецкие военные карты.
Картографам приходилось делать титанические усилия, чтобы по крупицам связать воедино тысячи улиц, улочек, переулков, тупиков. Дело тормозилось еще и тем, что многие из них получали новые названия, увековечивающие имена героев Великой Отечественной войны и деятелей международного коммунистического движения. Высококлассные специалисты просто теряли голову от постоянно меняющихся сведений.
Вместе с картографами трудились переводчики, пытавшиеся дать английские варианты труднопроизносимых названий. Если слово улица легко переводилось на английский, то как можно было перевести слова «вал», «просека», «тупик»? Приходилось использовать кириллицу. Лишь в 1953 году они завершили работу, и на свет появилась подробная и достоверная карта Москвы.
Большая часть тиража поступила в посольство США, сотрудников которого попросили вносить замечания, поправки и комментарии. Остальная часть отправилась в московские правительственные учреждения и спецслужбы. Поначалу она и была достоянием лишь этих структур, не желавших по понятным причинам выпускать ее из рук. Однако постепенно, убедившись в отсутствии какого-либо подвоха, разрешили ее публичное распространение.
Правда, и Советское правительство поручило нашим картографам разработать карту Москвы и издать ее массовым тиражом для общественного распространения. Эти карты, однако, были весьма схематичны и давали лишь общее представление, выделяли Кремль, музеи и универмаги ГУМ и ЦУМ.
Вполне понятно, что карта постоянно совершенствовалась и дополнялась. Настоящий шок испытали специалисты в 50-е годы. Шестимиллионная Москва вбирала в себя близлежащие деревни типа Черемушек и других. В считанные месяцы возводились гигантские районы «пятиэтажек», отмеченных множеством корпусов одного и того же дома. По-прежнему застройка велась хаотично: огромные земельные участки заполнялись частоколом из безликих домов барачного типа с провалами в нумерации домов, невероятными названиями районов, повторяющих названия снесенных деревень.
Сотрудники ЦРУ буквально вставали на уши, чтобы добыть новую информацию. Московские власти не стремились облегчить работу иностранцам. Было очень удобно: не затрачивая ни материальных, ни иных усилий, получить то, что следовало сделать самим.
Ширились торговые, экономические и политические связи между двумя государствами, увеличивался штат сотрудников в Американском посольстве. Вместе со всем этим рос и тираж карт. Теперь они распространяются и в посольствах дружественных Америке стран, а также стали доступны для бизнесменов и туристов.
Большому изменению подверглась карта образца 1974 года, когда карманная версия атласа стала привычной. Вместо одного листа ее преобразовали в 60 фрагментов, сброшюрованных в небольшой справочник. Все индивидуальные особенности Москвы отмечены на карте: линии метро, железнодорожные станции, автомобильные дороги, посольства, правительственные здания, гостиницы, музеи, рестораны и даже кладбища, где захоронены известные люди. Издание содержало 140 страниц. Это тоже был важный заказ для разведки: летом в Москву пожаловал президент США Никсон.
Последующие издания дополнялись информацией, выходящей за рамки центра, дорабатывались, снабжались полезными сведениями. Например, на ее обороте разместили фрагменты городских районов, алфавитный список улиц, адреса посольств, правительственных учреждений, схему метрополитена.
Картографы стремились преобразовать карту, придав ей геометрический вид, привычный для иностранных граждан. Так появилась сетка, с помощью которой упростился поиск. Удобный карманный и четко структурированный справочник стал самым удачным вариантом. Честолюбивые американцы пошли на уступки: на карте нет даже намека на причастность ЦРУ, дабы не смущать советских людей.
Версия карты, выпущенная в 1980 году объемом в 203 страницы, содержит еще более мелкие детали: бензоколонки, станции техобслуживания, церкви... Ее выпуск был вызван проведением в Москве Олимпийских игр и увеличивающимся потоком американцев.
Спустя семь лет появилась новая дополненная ее версия. В ней более крупно обозначен центр Москвы. Издание имело 214 страниц.
В 1989 советские картографы выпустили, наконец, 250 тысяч экземпляров складного «Атласа туриста», детального издания в мягкой обложке, схожего по формату с версией ЦРУ. Теперь подробные карты нашей столицы издаются регулярно.
Владимир Калиничев,
Москва
Тел.: 334 42 45,
jvt@com2com.ru
http://www.pravda.ru/districts/centre/m ... /837216-0/
КАК ЦРУ СДЕЛАЛО КАРТУ МОСКВЫ И ПОДАРИЛО ЕЕ СОВЕТСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ
22.06.2002
Часто люди пользуются вещами, не слишком интересуясь их происхождением. Между тем, их история бывает весьма любопытна. Для нас привычно пользоваться картой Москвы: она есть почти в каждом доме. А между тем, мало кому известно, что первая подробная ее версия была выполнена в ЦРУ.
После Второй мировой войны правительство США поручило спецслужбам разработать подробную карту Москвы. Она предназначались для сотрудников Американского посольства. Но без содействия советских властей это сделать было невозможно. Пришлось обратиться к Советскому правительству. Американская сторона указывала в записке, что хаотичное нагромождение улиц, улочек и тупиков лишает сотрудников посольства возможности ориентироваться в городе, существенно препятствует их деятельности, приводит к ошибкам, опозданиям, срывам важных встреч. Такие же неудобства, кстати, испытывали сами москвичи и гости столицы. Москва бурно росла и строилась. Ориентироваться в ней было сложно. Приезжим приходилось останавливать на улицах буквально каждого, чтобы выяснить, в каком направлении двигаться, отыскивая адрес. Да и коренные жители, хорошо знавшие город в пределах Садового кольца, абсолютно терялись, попадая в новые районы.
Испытав легкую панику и посовещавшись, Правительство согласилось на производство карты. Масштаб предстоящей работы превысил для американцев все нормальные пределы, установленные в ЦРУ. Группа топографов засела за карты: изыскивала информацию всеми доступными способами. Одним из ее источников послужили даже трофейные немецкие военные карты.
Картографам приходилось делать титанические усилия, чтобы по крупицам связать воедино тысячи улиц, улочек, переулков, тупиков. Дело тормозилось еще и тем, что многие из них получали новые названия, увековечивающие имена героев Великой Отечественной войны и деятелей международного коммунистического движения. Высококлассные специалисты просто теряли голову от постоянно меняющихся сведений.
Вместе с картографами трудились переводчики, пытавшиеся дать английские варианты труднопроизносимых названий. Если слово улица легко переводилось на английский, то как можно было перевести слова «вал», «просека», «тупик»? Приходилось использовать кириллицу. Лишь в 1953 году они завершили работу, и на свет появилась подробная и достоверная карта Москвы.
Большая часть тиража поступила в посольство США, сотрудников которого попросили вносить замечания, поправки и комментарии. Остальная часть отправилась в московские правительственные учреждения и спецслужбы. Поначалу она и была достоянием лишь этих структур, не желавших по понятным причинам выпускать ее из рук. Однако постепенно, убедившись в отсутствии какого-либо подвоха, разрешили ее публичное распространение.
Правда, и Советское правительство поручило нашим картографам разработать карту Москвы и издать ее массовым тиражом для общественного распространения. Эти карты, однако, были весьма схематичны и давали лишь общее представление, выделяли Кремль, музеи и универмаги ГУМ и ЦУМ.
Вполне понятно, что карта постоянно совершенствовалась и дополнялась. Настоящий шок испытали специалисты в 50-е годы. Шестимиллионная Москва вбирала в себя близлежащие деревни типа Черемушек и других. В считанные месяцы возводились гигантские районы «пятиэтажек», отмеченных множеством корпусов одного и того же дома. По-прежнему застройка велась хаотично: огромные земельные участки заполнялись частоколом из безликих домов барачного типа с провалами в нумерации домов, невероятными названиями районов, повторяющих названия снесенных деревень.
Сотрудники ЦРУ буквально вставали на уши, чтобы добыть новую информацию. Московские власти не стремились облегчить работу иностранцам. Было очень удобно: не затрачивая ни материальных, ни иных усилий, получить то, что следовало сделать самим.
Ширились торговые, экономические и политические связи между двумя государствами, увеличивался штат сотрудников в Американском посольстве. Вместе со всем этим рос и тираж карт. Теперь они распространяются и в посольствах дружественных Америке стран, а также стали доступны для бизнесменов и туристов.
Большому изменению подверглась карта образца 1974 года, когда карманная версия атласа стала привычной. Вместо одного листа ее преобразовали в 60 фрагментов, сброшюрованных в небольшой справочник. Все индивидуальные особенности Москвы отмечены на карте: линии метро, железнодорожные станции, автомобильные дороги, посольства, правительственные здания, гостиницы, музеи, рестораны и даже кладбища, где захоронены известные люди. Издание содержало 140 страниц. Это тоже был важный заказ для разведки: летом в Москву пожаловал президент США Никсон.
Последующие издания дополнялись информацией, выходящей за рамки центра, дорабатывались, снабжались полезными сведениями. Например, на ее обороте разместили фрагменты городских районов, алфавитный список улиц, адреса посольств, правительственных учреждений, схему метрополитена.
Картографы стремились преобразовать карту, придав ей геометрический вид, привычный для иностранных граждан. Так появилась сетка, с помощью которой упростился поиск. Удобный карманный и четко структурированный справочник стал самым удачным вариантом. Честолюбивые американцы пошли на уступки: на карте нет даже намека на причастность ЦРУ, дабы не смущать советских людей.
Версия карты, выпущенная в 1980 году объемом в 203 страницы, содержит еще более мелкие детали: бензоколонки, станции техобслуживания, церкви... Ее выпуск был вызван проведением в Москве Олимпийских игр и увеличивающимся потоком американцев.
Спустя семь лет появилась новая дополненная ее версия. В ней более крупно обозначен центр Москвы. Издание имело 214 страниц.
В 1989 советские картографы выпустили, наконец, 250 тысяч экземпляров складного «Атласа туриста», детального издания в мягкой обложке, схожего по формату с версией ЦРУ. Теперь подробные карты нашей столицы издаются регулярно.
Владимир Калиничев,
Москва
Тел.: 334 42 45,
jvt@com2com.ru
http://www.pravda.ru/districts/centre/m ... /837216-0/
Подарок от ЦРУ Советскому правительству
Мне кажется, автор представленной выше статьи совсем не в теме и не знает историю карт Москвы. Конечно слова "подарок от ЦРУ" привлекают читателей, но неплохо бы знать факты и реалии того времени:
1. По статье вроде бы получается, что до карт ЦРУ 1953 года подробных карт Москвы вроде как вообще не существовало. На самом деле ЦРУ использовало при составлении своей карты Московскую карту 1940 года, что явно указано в аннотации американской карты.
2. По статье ЦРУ вроде как обратилось к советским властям за помощью насчет расположения московских объектов. Полная ерунда с учетом напряженных отношений СССР и США в 1953 году.
3. Из статьи следует, что советские власти, посмотрев на американскую карту и "убедившись в отсутствии какого-либо подвоха, разрешили ее публичное распространение". Неплохо бы узнать хоть одно учреждение, кроме КГБ и МО, которое имело бы доступ к американским картам.
4. По статье получается, что "подарок от ЦРУ" вроде как был использован при издании советских карт в 1970-90 годах. Достаточно одного взгляда на советские и американские карты тех лет, чтобы понять, что это зверьки разных пород.
1. По статье вроде бы получается, что до карт ЦРУ 1953 года подробных карт Москвы вроде как вообще не существовало. На самом деле ЦРУ использовало при составлении своей карты Московскую карту 1940 года, что явно указано в аннотации американской карты.
2. По статье ЦРУ вроде как обратилось к советским властям за помощью насчет расположения московских объектов. Полная ерунда с учетом напряженных отношений СССР и США в 1953 году.
3. Из статьи следует, что советские власти, посмотрев на американскую карту и "убедившись в отсутствии какого-либо подвоха, разрешили ее публичное распространение". Неплохо бы узнать хоть одно учреждение, кроме КГБ и МО, которое имело бы доступ к американским картам.
4. По статье получается, что "подарок от ЦРУ" вроде как был использован при издании советских карт в 1970-90 годах. Достаточно одного взгляда на советские и американские карты тех лет, чтобы понять, что это зверьки разных пород.
-
isakova
Re: 1957 Moscow. US map
Есть один плюс в опубликованной в "Правде" статье: впервые в нашей стране был написано про то, что ЦРУ издавало после войны довольно хорошие карты Москвы. Но в целом автор плохо знает историю московских карт - вклад американцев лишь в том, что они для своих нужд издали подробную карту на английском языке. Что касается детализации и дизайна, то немецкие карты Москвы 1941 года никак не хуже будут. Картографическая основа и в немецких, и в американских картах использовалась советская образца 1940 года.
А мысли насчет того, что "Атлас туриста" и другие советские издания использовали труды ЦРУ, совсем наивность. Для того, чтобы понять это, достаточно просто посмотреть как постепенно изменялся облик советских послевоенных карт города.
А мысли насчет того, что "Атлас туриста" и другие советские издания использовали труды ЦРУ, совсем наивность. Для того, чтобы понять это, достаточно просто посмотреть как постепенно изменялся облик советских послевоенных карт города.
-
Kashalot
Re: 1957 Moscow. US map
Очень хотелось бы узнать, что это была за записка американской стороны Советскому правительству и откуда автор статьи получил такую информацию. Как то не согласуется возможность такого запроса с очень напряженными отношениями СССР и США на начальной фазе холодной войны....После Второй мировой войны правительство США поручило спецслужбам разработать подробную карту Москвы. Она предназначались для сотрудников Американского посольства. Но без содействия советских властей это сделать было невозможно. Пришлось обратиться к Советскому правительству. Американская сторона указывала в записке, что хаотичное нагромождение улиц, улочек и тупиков лишает сотрудников посольства возможности ориентироваться в городе, существенно препятствует их деятельности, приводит к ошибкам, опозданиям, срывам важных встреч...
-
isakova
Re: 1957 Moscow. US map
Вообще то, сравнивая американскую карту с нашими довоенными, хорошо видно, что разведчикам не пришлось ну уж очень много работать - карты весьма схожие:
Re: 1957 Moscow. US map
А вот что написано на сайте ЦРУ про их работы над картами Москвы - https://www.cia.gov/library/center-for- ... awski.html
The Best Map Of Moscow
A Basic Intelligence Need
Joseph A. Baclawski
For years, CIA produced the best unclassified general reference map of Moscow. Initially created in the post-World War II years primarily for US Embassy personnel in the Soviet capital, dissemination of the map steadily expanded and it became a key reference guide for personnel of other friendly embassies in Moscow, as well as for many US visitors. On several occasions, even Soviet militiamen processing automobile accident reports involving US Embassy personnel found the maps useful for accurately locating the accident sites. This is the story of how the CIA developed this map to fill a basic intelligence gap.
How It Began
The need for a reliable Moscow map was first identified by a State Department request to CIA's Directorate of Intelligence (the DDI, now designated the DI).(1) During the war and for some years thereafter, there was no street map available to the Embassy. The lack was a nuisance and a time-wasting impediment to Embassy personnel activities. When the Soviet Government finally agreed to allow diplomatic personnel to drive, the need for a useful street map became even more critical.
This lack affected others beside Embassy personnel. Soviet inhabitants, including long-term natives and the thousands of new residents who were rapidly increasing Moscow's postwar population, were experiencing the same inconveniences. To find their way around the city, they had to depend on word-of-mouth guidance from friends and acquaintances.
Eventually, the Soviet Government began issuing its first maps of the city for public dissemination. These maps, however, were extremely schematic and--except for a few tourist landmarks such as the Kremlin, museums, and GUM (the state department store)--were lacking in accuracy and detail.
Westerners, accustomed to having reasonably good-quality maps of their home cities, had two different explanations for such poor schematic maps. One was that the maps merely reflected the extreme postwar Soviet shortages of technical personnel and production resources. The second, clearly the more accurate, is that the Soviet security establishment carefully designed these crude maps to prevent foreign intelligence organizations from collecting any useful information.
A Tall Order
Satisfying this State Department requirement for a detailed street map of a major capital city, whose population numbered more than 6 million inhabitants in 1959 and which was continuing to expand rapidly, was a formidable task. Its magnitude far exceeded CIA's normal map reference and production procedures. Therefore, a special team approach was devised that involved close collaboration by all three divisions of the Geographic Research Area of the DDI. The Map Library reference collection was searched for all relevant Russian, Soviet, and captured German Army maps of Moscow. These resource materials were then assessed jointly by the USSR Branches of the Cartography and Geography Divisions, and a production program was developed that required full-time assignments of several cartographic and geographic research specialists, working as a closely knit team.
The cartographic team members applied their technical skills to compile and draft precisely the locations and alignments of literally thousands of Moscow's streets. (Their work eventually became the numerous color separation plates needed by CIA's reproduction facility to print the final map product.) The Russian language and area expertise of the geographers was used to comb Russian textual materials, to translate relevant information on the extent of wartime damage and postwar reconstruction, and to transliterate each Russian street name from the Cyrillic to the Latin alphabet.
A New Map
This concentrated collaborative research and technical effort resulted in the publication of the first useful postwar map of the central Moscow area in 1953. Subsequent editions covered a larger city area and incorporated numerous refinements. For example, the back of the map provided an alphabetical list of street names and information such as the location of embassies, principal government buildings, subway stations, and other landmark features. To help users locate these features, each item on this list was keyed to a geometric grid that was overprinted on the face of the maps. The printed maps were disseminated as flat sheets and folded to facilitate insertion in a pocket. The maps carried no attribution to the CIA so that they could be disseminated under the State Department's aegis.
Moscow Street Guide
Most printed copies of the maps were shipped to the Embassy, and its personnel were asked to provide comments, suggestions, and corrections. Resulting feedback indicated that the map was meeting its intended orientation and reference purposes.
Initial dissemination and use in Moscow were circumspect and were restricted to Embassy personnel because of the proclivity of Soviet security personnel to arrest people displaying maps in public and chargiing them with as engaging charge espionage against Soviet military and other national security installations. Gradually, however, the presence and availability of the map appeared to be accepted by Soviet security. The Embassy made copies available to diplomatic personnel of friendly countries, and finally to US visitors and tourists to Moscow, without incident
Improvements and Guidelines
Over the years, updated editions of the map were prepared as the city area expanded and additional source materials became available. Some of the information came from Embassy personnel debriefings and reports. Soviet sources such as planning journals and newspapers provided descriptions and sketches of newly completed housing and transportation facilities.
The most significant inputs came after US intelligence overhead photography of the city became available. The photography permitted far better and more reliable information on the details of the Moscow urban areas. Its applicability to an unclassified Moscow map, however, had to be balanced with the need to protect both the existence and the capabilities of US overhead intelligence sources.
Guidance on how to achieve a balance between use and source protection was provided personally by the head of the DDI, on behalf of the Director of Central Intelligence. The basic guideline was to use the photography to validate and incorporate details obtained from other sources and to omit Soviet-issued information that was premature or false. Another key guideline was to include only information that could have been obtained visually by Embassy personnel in the city areas where they were permitted access. These guidelines required careful review of every new detail on the map, but the payoff in additional map detail and accuracy was substantial.
To speed the labor-intensive updating and production processes, the Cartography Branch Chief devised a unique method of extracting pertinent detail from a contemporary classified Army Map Service map of Moscow and putting it into the simplified format required for the CIA map.
Ad Hoc Assistance
Later editions of the map were further improved by three short-term assignments in Moscow of DDI personnel who were directly involved in updating the map. Embassy officers had neither the time nor the technical expertise to check and record new map details and to resolve conflicting information to any extensive degree. These problems were overcome by establishing an ad hoc arrangement involving both CIA and Defense personnel.
This arrangement was directly supported by the defense attach? in Moscow-both by written requests for the short-term DDI assignments and by assigning Defense personnel and vehicles to participate in the systematic field checks. This cooperative arrangement proved highly successful in generating much useful detail. It also is worth noting that the systematic field checks of hundreds of streets in all parts of the city temporarily diverted much of the time and attention of Moscow KGB personnel from their normal surveillance targets.
A More Detailed Map
The map underwent a major format change in 1974, when a pocket atlas version was developed and issued in order to better meet Embassy personnel requirements. The single-sheet map(2) continued to be produced, but it was also cut into 60 small rectangular segments and assembled into a spiral-bound pocketbook. The inner part of the city was covered by 10 additional map segments at a larger scale. To facilitate reference, the segments were preceded by two index maps and a subway system map.
The maps provided a wealth of detail on the street names and alignments and the building (house) numbering system. They also located individual subway and railroad stations and identified the entrance and exit ramps on the Moscow Ring Road, the automobile beltway that encircled the city. All features on the maps were listed individually on a 66-page index of street and locality names, embassies, government buildings, theaters, hotels, restaurants, and other places of interest, including cemeteries where famous Russians and Soviets are buried.
The first edition of the pocketbook had 140 pages. The 1980 version, which included the location of gas stations, auto-repair stations, and active churches, was 203 pages. The larger scale map of Central Moscow was expanded to 60 separate segments. The 1987 edition had 214 pages.
Over the years, contemporary Soviet schematic maps of Moscow gradually incorporated more accurate and useful detail. The increasing influx of foreign tourists, especially during the Moscow Olympics in 1980, accelerated this trend. But the CIA-produced Moscow Street Guide remained by far the best map of the city.
Recognition and Benefits
In its 1974 and 1980 national map-design competitions, the US professional mapping association, the American Congress on Surveying and Mapping, awarded the contemporary versions of the CIA map a certificate of merit "for outstanding achievement in cartographic design" in the city plan category. In 1989, the Soviet Government finally issued 250,000 copies of a detailed paperback edition of a Moscow map, Moskva: Atlas Turista. The effectiveness and influence of the CIA map product can be gauged from the fact that the Soviet product is closely modeled on the CIA format.
The creation of the Moscow map had the following long-term benefits:
* It facilitated establishment of security policy guidelines for using satellite photography in unclassified intelligence products.
* It helped in the development of a unique DDI expertise on Moscow that significantly supported various types of intelligence collection techniques, both by human sources on the ground and by technical means from a distance.
* This expertise helped the Intelligence Community identify previously unknown Moscow installations and facilities.
One final comment is in order. In the normal course of events, CIA is not and should not be unilaterally producing detailed city maps. The production of its Moscow map, however, was a logical and necessary response to a unique basic intelligence gap on a priority intelligence target at a particularly critical time.
NOTES
(1) The choice of this channel was governed largely by the fact that the State Department had transferred to CIA the map collection and production assets that State inherited from the dissolution of the OSS. This transfer provided that these mapping assets would continue to be available to service State's needs for foreign area maps.
(2) Advance copies of the single-sheet map were made available to the Secret Service to support its security planning for President Nixon's visit to Moscow in June-July 1974.
Joseph A. Baclawski served in the Directorate of Intelligence.
The Best Map Of Moscow
A Basic Intelligence Need
Joseph A. Baclawski
For years, CIA produced the best unclassified general reference map of Moscow. Initially created in the post-World War II years primarily for US Embassy personnel in the Soviet capital, dissemination of the map steadily expanded and it became a key reference guide for personnel of other friendly embassies in Moscow, as well as for many US visitors. On several occasions, even Soviet militiamen processing automobile accident reports involving US Embassy personnel found the maps useful for accurately locating the accident sites. This is the story of how the CIA developed this map to fill a basic intelligence gap.
How It Began
The need for a reliable Moscow map was first identified by a State Department request to CIA's Directorate of Intelligence (the DDI, now designated the DI).(1) During the war and for some years thereafter, there was no street map available to the Embassy. The lack was a nuisance and a time-wasting impediment to Embassy personnel activities. When the Soviet Government finally agreed to allow diplomatic personnel to drive, the need for a useful street map became even more critical.
This lack affected others beside Embassy personnel. Soviet inhabitants, including long-term natives and the thousands of new residents who were rapidly increasing Moscow's postwar population, were experiencing the same inconveniences. To find their way around the city, they had to depend on word-of-mouth guidance from friends and acquaintances.
Eventually, the Soviet Government began issuing its first maps of the city for public dissemination. These maps, however, were extremely schematic and--except for a few tourist landmarks such as the Kremlin, museums, and GUM (the state department store)--were lacking in accuracy and detail.
Westerners, accustomed to having reasonably good-quality maps of their home cities, had two different explanations for such poor schematic maps. One was that the maps merely reflected the extreme postwar Soviet shortages of technical personnel and production resources. The second, clearly the more accurate, is that the Soviet security establishment carefully designed these crude maps to prevent foreign intelligence organizations from collecting any useful information.
A Tall Order
Satisfying this State Department requirement for a detailed street map of a major capital city, whose population numbered more than 6 million inhabitants in 1959 and which was continuing to expand rapidly, was a formidable task. Its magnitude far exceeded CIA's normal map reference and production procedures. Therefore, a special team approach was devised that involved close collaboration by all three divisions of the Geographic Research Area of the DDI. The Map Library reference collection was searched for all relevant Russian, Soviet, and captured German Army maps of Moscow. These resource materials were then assessed jointly by the USSR Branches of the Cartography and Geography Divisions, and a production program was developed that required full-time assignments of several cartographic and geographic research specialists, working as a closely knit team.
The cartographic team members applied their technical skills to compile and draft precisely the locations and alignments of literally thousands of Moscow's streets. (Their work eventually became the numerous color separation plates needed by CIA's reproduction facility to print the final map product.) The Russian language and area expertise of the geographers was used to comb Russian textual materials, to translate relevant information on the extent of wartime damage and postwar reconstruction, and to transliterate each Russian street name from the Cyrillic to the Latin alphabet.
A New Map
This concentrated collaborative research and technical effort resulted in the publication of the first useful postwar map of the central Moscow area in 1953. Subsequent editions covered a larger city area and incorporated numerous refinements. For example, the back of the map provided an alphabetical list of street names and information such as the location of embassies, principal government buildings, subway stations, and other landmark features. To help users locate these features, each item on this list was keyed to a geometric grid that was overprinted on the face of the maps. The printed maps were disseminated as flat sheets and folded to facilitate insertion in a pocket. The maps carried no attribution to the CIA so that they could be disseminated under the State Department's aegis.
Moscow Street Guide
Most printed copies of the maps were shipped to the Embassy, and its personnel were asked to provide comments, suggestions, and corrections. Resulting feedback indicated that the map was meeting its intended orientation and reference purposes.
Initial dissemination and use in Moscow were circumspect and were restricted to Embassy personnel because of the proclivity of Soviet security personnel to arrest people displaying maps in public and chargiing them with as engaging charge espionage against Soviet military and other national security installations. Gradually, however, the presence and availability of the map appeared to be accepted by Soviet security. The Embassy made copies available to diplomatic personnel of friendly countries, and finally to US visitors and tourists to Moscow, without incident
Improvements and Guidelines
Over the years, updated editions of the map were prepared as the city area expanded and additional source materials became available. Some of the information came from Embassy personnel debriefings and reports. Soviet sources such as planning journals and newspapers provided descriptions and sketches of newly completed housing and transportation facilities.
The most significant inputs came after US intelligence overhead photography of the city became available. The photography permitted far better and more reliable information on the details of the Moscow urban areas. Its applicability to an unclassified Moscow map, however, had to be balanced with the need to protect both the existence and the capabilities of US overhead intelligence sources.
Guidance on how to achieve a balance between use and source protection was provided personally by the head of the DDI, on behalf of the Director of Central Intelligence. The basic guideline was to use the photography to validate and incorporate details obtained from other sources and to omit Soviet-issued information that was premature or false. Another key guideline was to include only information that could have been obtained visually by Embassy personnel in the city areas where they were permitted access. These guidelines required careful review of every new detail on the map, but the payoff in additional map detail and accuracy was substantial.
To speed the labor-intensive updating and production processes, the Cartography Branch Chief devised a unique method of extracting pertinent detail from a contemporary classified Army Map Service map of Moscow and putting it into the simplified format required for the CIA map.
Ad Hoc Assistance
Later editions of the map were further improved by three short-term assignments in Moscow of DDI personnel who were directly involved in updating the map. Embassy officers had neither the time nor the technical expertise to check and record new map details and to resolve conflicting information to any extensive degree. These problems were overcome by establishing an ad hoc arrangement involving both CIA and Defense personnel.
This arrangement was directly supported by the defense attach? in Moscow-both by written requests for the short-term DDI assignments and by assigning Defense personnel and vehicles to participate in the systematic field checks. This cooperative arrangement proved highly successful in generating much useful detail. It also is worth noting that the systematic field checks of hundreds of streets in all parts of the city temporarily diverted much of the time and attention of Moscow KGB personnel from their normal surveillance targets.
A More Detailed Map
The map underwent a major format change in 1974, when a pocket atlas version was developed and issued in order to better meet Embassy personnel requirements. The single-sheet map(2) continued to be produced, but it was also cut into 60 small rectangular segments and assembled into a spiral-bound pocketbook. The inner part of the city was covered by 10 additional map segments at a larger scale. To facilitate reference, the segments were preceded by two index maps and a subway system map.
The maps provided a wealth of detail on the street names and alignments and the building (house) numbering system. They also located individual subway and railroad stations and identified the entrance and exit ramps on the Moscow Ring Road, the automobile beltway that encircled the city. All features on the maps were listed individually on a 66-page index of street and locality names, embassies, government buildings, theaters, hotels, restaurants, and other places of interest, including cemeteries where famous Russians and Soviets are buried.
The first edition of the pocketbook had 140 pages. The 1980 version, which included the location of gas stations, auto-repair stations, and active churches, was 203 pages. The larger scale map of Central Moscow was expanded to 60 separate segments. The 1987 edition had 214 pages.
Over the years, contemporary Soviet schematic maps of Moscow gradually incorporated more accurate and useful detail. The increasing influx of foreign tourists, especially during the Moscow Olympics in 1980, accelerated this trend. But the CIA-produced Moscow Street Guide remained by far the best map of the city.
Recognition and Benefits
In its 1974 and 1980 national map-design competitions, the US professional mapping association, the American Congress on Surveying and Mapping, awarded the contemporary versions of the CIA map a certificate of merit "for outstanding achievement in cartographic design" in the city plan category. In 1989, the Soviet Government finally issued 250,000 copies of a detailed paperback edition of a Moscow map, Moskva: Atlas Turista. The effectiveness and influence of the CIA map product can be gauged from the fact that the Soviet product is closely modeled on the CIA format.
The creation of the Moscow map had the following long-term benefits:
* It facilitated establishment of security policy guidelines for using satellite photography in unclassified intelligence products.
* It helped in the development of a unique DDI expertise on Moscow that significantly supported various types of intelligence collection techniques, both by human sources on the ground and by technical means from a distance.
* This expertise helped the Intelligence Community identify previously unknown Moscow installations and facilities.
One final comment is in order. In the normal course of events, CIA is not and should not be unilaterally producing detailed city maps. The production of its Moscow map, however, was a logical and necessary response to a unique basic intelligence gap on a priority intelligence target at a particularly critical time.
NOTES
(1) The choice of this channel was governed largely by the fact that the State Department had transferred to CIA the map collection and production assets that State inherited from the dissolution of the OSS. This transfer provided that these mapping assets would continue to be available to service State's needs for foreign area maps.
(2) Advance copies of the single-sheet map were made available to the Secret Service to support its security planning for President Nixon's visit to Moscow in June-July 1974.
Joseph A. Baclawski served in the Directorate of Intelligence.
Центр Москвы в издании ЦРУ 1988 года
А вот как выглядит карта центральной части города в книге о Москве, изданной ЦРУ в 1986 году. Кликните картинку для детального просмотра карты.
Re: 1957 Moscow. US map
Ниже представлен перевод этой статьи - любопытной и немного надменной, в стиле USA is #1! Мы, дескать, сделали лучшую карту Москвы и все тут. Как будто до ЦРУ никто карты города вообще не делал. Я решил дополнить перевод некоторыми иллюстрациями из коллекции на нашем сайте.rybnik писал(а):А вот что написано на сайте ЦРУ про их работы над картами Москвы - https://www.cia.gov/library/center-for- ... awski.html
The Best Map Of Moscow
For years, CIA produced the best unclassified general reference map of Moscow. Initially created in the post-World War II years primarily for US Embassy personnel in the Soviet capital, dissemination of the map steadily expanded and it became a key reference guide for personnel of other friendly embassies in Moscow, as well as for many US visitors. On several occasions, even Soviet militiamen processing automobile accident reports involving US Embassy personnel found the maps useful for accurately locating the accident sites. This is the story of how the CIA developed this map to fill a basic intelligence gap.
___________________________________________________________________________________________________________________________
Лучшая карта Москвы
Базовая потребность разведывательной службы
Joseph A. Baclawski
Джозеф А. Баклавски
В течение ряда лет ЦРУ издавало наилучшие из несекретных справочных карт Москвы. Первоначально они издавались в послевоенное время для персонала американского посольства в Москве. Распространение этих карт в дальнейшем стабильно расширялось. Карты стали основными справочными изданиями для дружественных США иностранных посольств в Москвы, а также для многих американских гостей столицы. Несколько раз случалось, что даже сотрудники советской милиции при разборе дорожных проишествий с участием сотрудников американского посольства использовали эти карты для точного определения мест проишествий. Ниже представлена история о том, как ЦРУ разрабатывало эти карты, заполняя пробелы в базовых потребностях разведывательных служб.
Как все это начиналось
Необходимость в надежных картах Москвы была впервые указана в запросе Государственного департамента США Управлению разведки ЦРУ (DDI, сейчас это управление называется DI)[1]. Во время войны и в течение нескольких послевоенных лет посольство не располагало картами, на которых были бы обозначены улицы города. Отсутствие карт создавало сложности и нередко приводило к напрасным тратам времени персоналом Посольства. Когда советское правительство разрешило дипломатическому персоналу водить по улицам Москвы автомашины, то потребность в картах города стала еще более очевидной.
Отсутствие карт создавало проблемы не только для персонала Посольства. Советские граждане, включая и коренных жителей города, как и тысячи новых жителей быстро растущего города, испытывали аналогичные проблемы. Для того, чтобы найти нужное место в городе, они были вынуждены полагаться на словесные объяснения друзей и случайных встречных.
В конце концов советское правительство начало выпуск своих первых карт города для публичного распространения. Эти карты были, однако, весьма схематичны. Им не хватало точности и детализации – на картах были обозначены лишь некоторые туристические достопримечательности, такие как Кремль, музеи и ГУМ (Государственный Универсальный Магазин) .
Гости с Запада, привычные к тому, что им доступны достаточно качественные карты их родных городов, получали по поводу низкого качества схематичных карт Москвы комментарии двух видов. Один из вариантов объяснений состоял в том, что схематичность карт была следствием нехватки технического персонала и производственных ресурсов в послевоенное время. Второй вариант объяснений – и значительно более реалистичный – состоял в том, что советские службы безопасности тщательно отслеживали создание этих схематичных карт, чтобы предотвратить возможность сбора иностранными разведками любой полезной информации о городе.
Трудная задача
Удовлетворение требования Государственного департамента по разработке подробной карты столицы, население которой в 1959 году превысило 6 миллионов жителей и продолжало быстро увеличиваться, было трудной задачей. Масштаб задачи требовал для ее решения значительно более совершенных подходов, чем использованные ранее ЦРУ при составлении и производстве обычных карт. В связи с этим был разработан специальный метод совместной работы, который предполагал сотрудничество всех трех подразделений Отдела Географических исследований DDI. Было тщательно проанализировано содержимое Картографической Библиотеки, в которой выполнялся поиск всевозможных русских, советских и трофейных германских карт Москвы. Эти материалы затем совместно анализировались сотрудниками подразделений сектора СССР в отделах картографии и географии. Затем была предложена программа производства карт, которая потребовала привлечения на полные рабочие дни нескольких специалистов по картографии и географическим исследованиям. Они работали как единый коллектив.
Члены картографической группы использовали свои технические навыки для точного нанесения на карты тысяч московских улиц и других объектов города. (Результатом их работы стали многочисленные пластины с цветоотделениями, необходимыми для печати конечного продукта на производственных ресурсах ЦРУ.) Для обработки текстовых материалов на русском языке, перевода соответствующей информации с учетом военных утрат и послевоенных изменений, а также для транслитерации русских наименований улиц с кириллицы на латинский алфавит использовались услуги специалистов по географии и русскому языку.
Новая карта
Все эти совместные усилия разработчиков и технических специалистов привели к изданию в 1953 году первой послевоенной карты центральной части Москвы. Последующие издания карт охватывали большую территорию города и содержали многочисленные уточнения. Например, на обратной стороне карт в дальнейшем появились алфавитные указатели названий улиц, а также информация о расположении посольств, основных государственных зданий, станций метро и других объектах. Для облегчения поиска объектов на картах объекты получали буквенно-цифровые индексы, привязанные к геометрической сетке, нанесенной на лицевой стороне карты. Напечатанные карты распространялись в виде листов, которые могли складываться до карманного размера. Карты не содержали указаний на ЦРУ как издателя, чтобы они могли распространяться от имени Государственного департамента.
Большинство печатных экземпляра карты были отправлены в посольство. Его персоналу было предложено представить свои замечания, предложения и корректировки. Результаты опроса показали, что карта удовлетворяла основные потребности по обеспечению сотрудников справочной информацией и облегчению ориентации в городе. Первоначальное распространение и использование карт в Москве требовало осмотрительности и ограничивалось персоналом Посольства. Советские службы безопасности могли арестовать людей, использующих карты в публичных местах с предъявлением обвинений о шпионской деятельности в отношении советских военных объектов и других объектах национальной безопасности. Однако постепенно наличие и доступность карт Москвы, похоже, были приняты советскими службами безопасности. Посольство обеспечило этими картами дипломатический персонал посольств дружественных стран, и в конце концов без каких либо проишествий такие карты стали использовать многие американские туристы и зарубежные гости Москвы.
Доработки и правила использования информации
В течение ряда лет по мере расширения города и появления дополнительных источников информации о городе выходили обновления карт Москвы. Некоторая информация поступала к разработчикам из отчетов и докладов персонала Посольства. Использовались и советские источники, такие как журналы и газеты, размещавшие информацию о планировке города. В этих изданиях иногда публиковались описания, планы и схемы новостроек и транспортных сооружений.
Наиболее существенный прогресс в создании карт возник после того, как разработчикам стали доступны результаты американской разведывательной съемки города из космоса. Фотографии служили источником подробной и надежной информации о территории Москвы. Для создания несекретных карт эти данные, однако, использовались с учетом необходимости прикрытия существования и возможностей разведывательного оборудования в космосе.
Указания относительно баланса между использованием данных разведки и прикрытием источников информации отдавались лично главой DDI от имени директора ЦРУ. Основное указание состояло в том, что фотографии должны быть использованы главным образом для проверки деталей, полученных из других источников, а также для устранения ложной или неточной информации, полученной из советских источников. Другое указание состояло в том, что карты должны содержать лишь ту информацию, которая могла бы быть визуально получена сотрудниками Посольства в тех районах города, куда был разрешен их доступ. Выполнение этих указаний требовало тщательного анализа каждой новой детали на картах, но в результате был достигнут значительный прогресс в точности и деталировки информации на картах.
Для ускорения трудоемких процессов доработки и производства карт руководитель Картографического Отделения разработал уникальный метод извлечения соответствующей информации из современных секретных военных карт Москвы и размещения этой информации в упрощенном формате, используемом в картах ЦРУ.
Непосредственная помощь
Последующие издания карты были улучшены благодаря временным назначениям в Москву сотрудников DDI, которые непосредственно участвовали в совершенствовании карты. Постоянные сотрудники Посольства не имели ни времени, ни технических знаний, необходимых для проверки и фиксации новых деталей карт и предотвращения существенных противоречий использованных данных. Эти проблемы были решены благодаря специальным назначениям сотрудников ЦРУ и Министерства обороны.
Эти назначения были непосредственно поддержаны военным атташе в Москве. Для этого были выполнены как письменные запросы на временное привлечение сотрудников DDI, так и назначения сотрудников Министерства обороны для участия в систематических проверках использованной информации на местах. Эти совместные усилия оказались весьма успешными для выявления многих важных данных для последующих карт. Следует отметить также, что систематические проверки на местах сотен московских улиц во всех частях города отвлекали силы и внимание сотрудников московского КГБ от обычных целей наблюдения.
Более подробная карта
Карта претерпела значительные изменения формата в 1974 году, когда для более полного удовлетворения требований сотрудников Посольства была разработана и опубликована карманная версия атласа города. Выпуск карты в формате одного листа [2] был продолжен, но вместе с ней была выпущена карта, состоящая из 60 небольших прямоугольных фрагментов, сшитая в виде книжки со спиралью. Карта центральной части города была разбита на 10 дополнительных фрагментов и была опубликована в большем масштабе. Для удобства использования фрагменты карты были дополнены двумя указателями, а также схемой линий метро.
На картах была показана подробная информация о названиях улиц и нумерация зданий города. Кроме того, на картах указывались отдельные станции метро и железной дороги, а также развязки Московской кольцевой автодороги, которая окружает город по его границам. Все объекты карт были представлены в 66-страничном указателе, где перечислялись наименования и расположение улиц, посольств , правительственных зданий, театров, гостиниц, ресторанов и других достопримечательностей, включая кладбища, на которых похоронены русские и советские знаменитости. Первое издание карманного атласа содержало 140 страниц.
В издании 1980 года, куда были включены указатели заправочных станций, станций технического обслуживания и действующих церквей, было уже 203 станицы. Крупномасштабная карт центральной части Москвы была расширена до 60 отдельных фрагментов.
Издание 1987 года содержало 214 страниц.
С течением времени советские схематические карты Москвы постепенно стали включать более точные и полезные детали. Возрастающий поток иностранных туристов, особенно во время московской Олимпиады 1980 года, ускорил эту тенденцию. Но издаваемый ЦРУ Указатель московских улиц остался наилучшей картой города. Признание и награды
В 1974 и 1980 годах по результатам национальных конкурсов издателей карт, проводимых Американской профессиональной ассоциацией картографов и Американской ассоциацией геодезистов и картографов, издания карт ЦРУ получили грамоту «За выдающиеся достижения в дизайне карт» в категории планов городов.
В 1989 году советское правительство в конце концов выпустило тиражом 250000 экземпляров карманное издание карты Москвы – «Москва: Атлас туриста». О значимости и влиянии карты издания ЦРУ на это издание можно судить по тому, что советское издание использовало формат, аналогичный изданию ЦРУ.
Создание карты Москвы имело ряд важных долговременных следствий:
- Оно позволило проработать требования безопасности при использовании данных спутниковых снимков в несекретных изданиях;
- Оно позволило накопить уникальный опыт сотрудников DDI в Москве по использованию различных источников разведывательной информации – как визуальных источников на местах, так и данных, полученных техническими средствами;
- Это опыт помог разведывательным органам установить в Москве ранее неизвестные объекты.
Один заключительный комментарий. При нормальном развитии событий ЦРУ не производит и не должно производить подробные карты города. Разработка карт Москвы, однако, была логичным и необходимым шагом для заполнения существенных информационных пробелов в разведывательных данных о существенном объекте разведки в критически важный период времени.
Примечания
(1) Такой выбор был обусловлен главным образом тем, что Государственный департамент передал в ЦРУ собрание карт и производственные мощности, которые государство унаследовало после роспуска OSS (OSS - Office of Strategic Services – Разведывательное агентство США во время второй мировой войны). Такая передача была выполнена при условии, что картографические ресурсы будут доступны Государственному департаменту для нужд разработки и производства карт зарубежных территорий.
(2) Усовершенствованные копии карт в формате одного листа были представлены Службам Безопасности для обеспечения безопасности при подготовке визита президента Никсона в июне-июле 1974 года.
Джозеф А. Баклавски работал сотрудником Управления Разведки.
О картах ЦРУ и советских изданиях
Нашла у себя "Атлас туриста" 1989 года, упомянутой в статье как выпущенный в СССР наследник формата изданий ЦРУ о Москве. Откровенного говоря, обычная книжка в мягком переплете, внутри - задолго до 1989 года выпускавшиеся в СССР схемы городского транспорта. Не очень то чувствуется, что при издании использовался американский формат и опыт. В конце концов есть книга 1929 года "Москва в планах", которая имеет близкий формат.
-
Kashalot
Re: 1957 Moscow - издание ЦРУ США
После публикации статьи про карты ЦРУ в ЖЖ появились сведения, что Атлас Туриста издавался в СССР и ранее:
http://www.alib.ru/bs.php4?uid=86626111 ... 293694063l
Жданова, И.К.
Москва Атлас туриста
Издательство: М.: ГУГИК
Переплет: твердый; 176 страниц; 1985 г.
ISBN: [не указан]; Формат: уменьшенный
Язык: русский
а вот здесь есть изображение тыльной обложки со схемой метро:
http://transphoto.ru/articles/741/
http://transphoto.ru/photo/335547/
http://www.alib.ru/bs.php4?uid=86626111 ... 293694063l
Жданова, И.К.
Москва Атлас туриста
Издательство: М.: ГУГИК
Переплет: твердый; 176 страниц; 1985 г.
ISBN: [не указан]; Формат: уменьшенный
Язык: русский
а вот здесь есть изображение тыльной обложки со схемой метро:
http://transphoto.ru/articles/741/
http://transphoto.ru/photo/335547/
-
Аккорд 1970
Re: 1957 Moscow - издание ЦРУ США
Досадно! Я думал, что это достоверная карта, но много несостыковок. В частности, Каширское шоссе уже шло современной трассой, хотя и ответвление от Варшавки южнее нынешнего с ЖД переездом сохранилось. Также в 1957 году частично было построено продолжение Кутузовского проспекта до ул. Чайковского, соответственно Новинский бульвар стёрт с лица земли (не тот, что раньше был улицей Чайковского, а тот что примерно совпадает с нынешним Новым Арбатом.