Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение gistory » 15 июл 2010, 02:19

Жаль, что на форуме не обсуждают столь примечательный план. Пожалуй это моя любимая карта Москвы )
На самом деле "новые магистрали" были местами построены и их контуры можно различить среди кажущегося хаоса зданий.
Я долго и много изучал этот план и нашел в Москве несколько очень интересных зданий, которые могут "показать" как могла бы выглядеть Москва, если бы этот план был доведен до конца.
gistory
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 09 июл 2010, 23:06

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение gistory » 16 июл 2010, 02:59

Путешествия по новым магистралям Москвы начнем с "Новой Магистрали", которая должна была пройти от Трех вокзалов до Белорусского вокзала.
Магистраль начинается от улицы Каланчевская дом 31.
вид на карте 1935 года
http://retromap.ru/mapster.php?panes=1& ... =37.650704
вид на Яндексе
http://retromap.ru/mapster.php?panes=1& ... =37.649835

Изображение

Обратите внимание на "тупой" угол дома не под 90 градусов. Он как раз говорит о том, что здесь должна была начинаться новая улица.
Улица была бы не очень широкой, примерно около 50 метров между фасадами зданий, хотя на карте она нарисована довольно широкой.
До проспекта Мира магистраль читается слабо - возможно там есть небольшие здания построенные вдоль "красных линий", но я их не искал. Часть магистрали занял корпус "Склифосовского".

Следующее здание стоит на проспекте Мира, дом 11. Если присмотреться внимательно - то окажется что его парадный фасад повернут в сторону от проспекта - он должен был смотреть на новую магистраль.
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.631446

Изображение

Дальше обратим внимание на школьное здание за переулком Васнецова, в сплетении Троицких улиц и переулков. 6АС13
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.624193
Оно стоит фасадом на новую магистраль, правда фасад так и не был отделан и выглядит жутко, думаю что его все таки снесут.
Место "загадочное" примерно там должен был быть перекресток с "Новой Рождественкой" правда "углов" я не нашел, кроме того там очень высокий бугор, который необходимо было как то срыть или строить путепровод через Садовое кольцо... Если пройти дальше, то "магистраль" срывается с обрыва к Олимпийскому проспекту и Самотечной улице. Для меня загадка - как магистраль могла бы так "нырнуть".
Однако на Самотечной улице 7 мы снова видим подтверждение "прохождения" магистрали
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.618249
Дом №7 имеет характерный скошенный угол. Если посмотреть старые карты - станет очевидно, что никаких кривых переулков там не было

Изображение

Делаем крюк тк пройти прямо невозможно и через Делегатскую улицу заходим в "Детский парк". На самом деле это место было зарезервировано под магистраль. Очень тихое место... удивительно, что там могли лететь машины. В Парке мы видим здание похожее на дворянскую усадьбу - сейчас оно реконструировано. На самом деле это бывший клуб типографии "Красный пролетарий" и построен он также фасадом на новую магистраль
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.612091

Изображение

Выходим на Краснопролетарскую и ... обозреваем причудливую форму дома №8.
Та часть что уходит во двор построена под подозрительно непрямым углом, который совпадает с направлением магистрали
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.607563

Переходим Краснопролетарскую и за спиной длинного кирпичного дома (с непростыми жильцами ;) ) видим две школы
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.604645
они закрыты забором и к ним не подобраться, но магистраль должна была пройти между ними - отчетливо видно что школы стоят параллельно друг другу. Если присмотреться внимательнее, то можно заметить что фасады школ (проекты их несколько отличаются) выходят на Магистраль

Изображение

Дальше как раз поперек стоит новостройка по Долгоруковской дом 6

На другой стороны обходя и практически касаясь студии Союзмультфильм магистраль уходит к Миусской площади.
Лучше один раз это увидеть чем сто раз прочитать
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.598701
Посмотрите как стоят дома в квартале между улицами Фадеева и Чаянова...

Изображение
Изображение

Значительная часть земли отведенной под магистраль была застроена в 60х-70х годах. Я встречал и кирпичную "элитку" и поликлинику и пятиэтажки.
Была ли она нужна? Вопрос неоднозначный. С точки зрения плотности транспортных потоков 30х - да. Было бы красиво прокатиться по прямой магистрали с одного вокзала на другой. Но на метро быстрее. А грузового потока практически нет.
В итоге, безумное число перекрестков убило бы всю идею с ростом числа автомобилей. Вылетные улицы оказались бы перерублены дополнительными перекрестками. Кроме того в районе Самотеки пришлось бы строить что то грандиозное, чтобы добиться приемлемых для транспорта уклонов.

Зато теперь можно прогуляться по неведомым дорожкам :) и быть может обнаружить иные признаки того, что когда то здесь планировали построить Новую магистраль
gistory
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 09 июл 2010, 23:06

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение maria » 16 июл 2010, 12:26

Спасибо за замечательный комментарий - прекрасные находки среди обычных домов. Полагаю. что их жильцы и не подозревают о том, как и почему расположены их дома.

Мне всегда казалось, что эти магистрали, как и каналы, остались только на бумаге.
Аватара пользователя
maria
 
Сообщения: 322
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 12:20

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение isakova » 16 июл 2010, 13:39

Замечательное описание находок! Спасибо!

Интересно было бы узнать о том, что можно найти на месте других запланированных магистралей.
Аватара пользователя
isakova
 
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 24 дек 2009, 21:15

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение gistory » 16 июл 2010, 14:45

Будет еще немножко ;)
Некоторые магистрали были построены полностью или частично.
Я начал с этой - как наименее известной
gistory
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 09 июл 2010, 23:06

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение gistory » 16 июл 2010, 17:21

Мы строили, строили, но не достроили...

Одной из построенных магистралей является Кутузовский проспект и Новый Арбат. Слом Собачей Площадки и вообще распил арбатских переулков был предопределен еще в 1935 году. Хрущев лишь частично доделал задуманное.

Итак будем считать, что Кутузовский построен по плану, Новый Арбат тоже - пусть дома другие, но они стоят по "сталинским" красным линям.
Но если проезжая часть всегда примерно одной ширины, то тротуар неожиданно сужается и упирается в роддом им. Грауэрмана и ресторан Прага. Если посмотреть на план магистралей, весь этот квартал должен был быть снесен.
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.601051

Изображение

Изображение

Интересно, что здание Министерства Обороны, над метро Арбатское стоит в тех же красных линиях что и Новый Арбат. Это означает, что планы возможного сноса или реконструкции квартала ресторана Прага сохранялись еще в 70х годах. И пусть вас не удивляет наличие домов "перед" зданием МО - скорее всего их бы снесли, как и кинотеатр "Художественный".

Изображение

На ширину будущего проспекта указывает и размещение Библиотеки им Ленина. Возле ее стен вовсе не место для парковки автомобилей, а задел под будущее строительство.

фото обрезается потому даю ссылкой
http://www.mypanorama.ru/assets/galleri ... _457-9.jpg

Что именно помешало воплотить задуманное сказать сложно. Брежневу, который ездил по этой дороге в Кремль - хватало ширины проезжей части. Да и ресторан Прага был практически стратегическим объектом.
gistory
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 09 июл 2010, 23:06

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение gistory » 16 июл 2010, 18:16

Центральное полукольцо

Когда я обнаружил в городе его следы то был очень удивлен, вот уж не подозревал, что все эти здания имеют что то общее...

Начнем с середины кольца - наиболее известной его части: пересечения Тверской , Камергерского и Газетного переулков.
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.611694
Вас никогда не удивляла неожиданная ширина этих переулков? А вот вам и ответ - это часть полукольца.
На одном углу - здание Телеграфа, которое было построено еще до Генплана 1935, через дорогу дом с многоэтажным магазином.
Изображение

В их створе видно здание Макдональдса, оно построено в те годы, когда от идеи полукольца отказались и красные линии стали поуже. Однако "вход" с Тверской показывает какая здесь могла бы быть ширина. Дальше по Газетному, в прошлом Огарева, стоит комплекс зданий под номером 6. "Огарева,6" - МВД СССР.
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.608422
Можете называть это парковкой - я вижу здесь проезжую часть полукольца

Изображение

Изображение

Следующая примета - подстанция метрополитена на углу Большой Никитской и Большого Кисловского. Никитская тоже должна была получить иной вид, стать шире, а потому подстанция стоит "в глубине"
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.607456

Изображение

Дальше не так много очевидных примет, разве что "плац-парковка" возле здания МО на Знаменке
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.603744

В итоге полукольцо приходило к большой площади перед Дворцом Советов
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.601619

В другую сторону на Камергерском переулке, также заметен "вход"

Изображение

Дальше примет не очень много, за исключением - разве что станция метро "Кузнецкий мост" которая почему-то спрятана в колодце домов, без выхода на сам Кузнецкий Мост, который должен был войти в полукольцо. Кстати тут же должна была пройти и "Новая Рождественка" - дома перед метро ломались и станция оказывалась на первой линии. О ширине Новой Рождественки можно косвенно судить по расположению здания Детского Мира
Впрочем на Кузнецком давным давно было очень важное ведомство ;) которое возможно не хотели тревожить понапрасну...

Однако при строительстве главного "офиса" а также клуба и "сорокового гастронома" Генплан учитывали: любуемся широкой "парковкой" в Фуркасовском переулке
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.628860

Изображение

Закругленные углы зданий явно указывают на запланированный большой перекресток.

Наконец, дальше мы можем обнаружить "штрихи"
например Златоустинский 5
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.632443

Изображение

Дом стоит в глубине и построен где то в 30е годы.

Дальше полукольцо уходит к Солянке в Спасоглинищевский переулок.

Можно обратить внимание на бывшее здание "Советского Спорта" (а еще ранее там было какая то "угольная контора") дом 8.
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.635415

И напротив него "парковка" перед старой школой.

Примерно в этом месте намечался большой перекресток и площадь.

Выходит что Центральное полукольцо соединяло между собой "силовиков" МО, МВД, КГБ с Телеграфом и Дворцом Советов. Хотя может я и ошибаюсь.

PS. Есть еще несколько "подозрительных" домов, но я их не включил.
Фотографии я натаскал из интернета, лучше конечно сделать свои...
gistory
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 09 июл 2010, 23:06

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение gistory » 16 июл 2010, 19:41

гулять так гулять)

Я упомянул про Новую Рождественку, фактически было бы расширение "старой". По моему мнению левая сторона оставлялась более менее целой, а вот правая должна была быть снесена

Начиналась она зданием Детского Мира

Изображение

Видите угол розового здания - оно явно "лишнее"

потом идет метро Кузнецкий Мост
Изображение

Дальше на углу Большого Кисельного здание кажется ФАПСИ
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.623817

Изображение

На Рождественку оно не выходит, однако если сломать прикрывающее его здание, то оно окажется на одной линии с Детским Миром.

Наискосок через перекресток видим еще один признак Новой Рождественки
Изображение
Надо уточнить год постройки, возможно еще до Генплана 1935, но дом стоит "правильно".

Дальше на участке между Бульварами и Садовом кольцом надо смотреть. Похоже, что дом на углу Трубной ул. и Садового стоит все же по "Новой Рождественке" - напротив него есть тоже дом с "углом".
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.624740

дальше есть некоторые слабые следы, однако в целом Новая Рождественка стала Олимпийским проспектом.
Какие то странные "намеки" угадываются справа по ходу движения, но утверждать точно нельзя
http://retromap.ru/mapster.php?panes=2& ... =37.624354
gistory
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 09 июл 2010, 23:06

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение sokol » 17 июл 2010, 10:22

Замечательные находки, спасибо!
sokol
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 23 дек 2009, 12:27

След.

Вернуться в Карты Москвы и Подмосковья 1920-1940х годов%Moscow maps 1920-1940s

Кто сейчас на сайте

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1