1971 Генеральный план развития Москвы

Сообщение retromap » 22 июн 2010, 18:34

Аватара пользователя
retromap
 
Сообщения: 3888
Зарегистрирован: 04 дек 2009, 21:17

Re: 1971 Генеральный план развития Москвы

Сообщение sokol » 22 июн 2010, 21:38

Хотелось бы отметить некоторые интересные положения Генерального плана развития Москвы 1971 года.

Утвержденный в 1971-м генплан Москвы был разработан группой архитекторов и социологов во главе с Михаилом Посохиным-старшим. Территория города делилась на восемь секторов, разделенных зелеными клиньями: семь больших зон располагались вокруг центрального ядра. Периферийные районы должны были обеспечиваться необходимыми коммунальными службами, зелеными массивами для отдыха, торговыми центрами и застраивались жилыми кварталами со зданиями в 9—16 этажей.

794 Концепция «солнца со множеством лучей», заложенная в плане 1935 года, заменялась «семиконечной звездой» (историческое ядро и семь новых центров). Разгрузить главные транспортные артерии должны были наложенные на радиально-кольцевую сетку улиц четыре скоростные трассы, пересекающиеся под прямым углом: Ховрино — Борисово, Теплый Стан — Владыкино, Очаково — Мытищи и Татарово — Бирюлево. Это позволило бы пересекать город, минуя центр. Кроме того, между МКАД и Садовым кольцом были запланированы еще два транспортных кольца. Также намечалось продление существующих линий метрополитена. Благодаря стараниям общественности были выделены 210 памятников архитектуры и заповедно-охранные зоны в историческом центре.

Однако из этого плана удалось полностью реализовать только намеченную застройку жилых массивов на месте старых деревень. Основные магистрали, как и Четвертое кольцо, будут строить только сейчас.

1946 Одной из основных предпосылок при разработке Генплана 1971 года было признание нецелесообразности дальнейшего территориального роста города и значительного роста его населения. Окружающий столицу лесопарковый пояс должен был служить природным рубежом, предотвращающим разрастание застроенного массива и его слияние с соседними населёнными пунктами, относящимися к Московской области. Однако рост города оказался более интенсивным, чем это предусматривалось расчётами. Уже в первой половине семидесятых годов началось сооружение крупных жилых массивов в Чертанове, Бирюлёве, Орехово-Борисове, Тёплом Стане, Тропарёве, Коньково-Деревлеве, Тушине, Гольянове, Вешняки-Владычине, Ивановском, а к концу 70-х — началу 80-х годов московские районы «шагнули» за пределы МКАД: Митино и Куркино — на северо-западе столицы, Солнцево — на юго-западе, Бутово — на юге, Новокосино — на востоке.

Основные положения генплана 1971 по развитию метро

1945 Генеральным планом намечено строительство в будущем двух новых сквозных линий, проходящих через центр города (диаметров) : Тимирязевско-Серпуховского и Калининско-Арбатского.

Тимирязевско-Серпуховской диаметр соединит северные жилые районы Дегунино, Лианозово, Отрадное с южными районами Волхонка-ЗИЛ, Чертаново, Красный Строитель. Эта трасса проектируется на севере в направлении Тимирязевского проспекта, а на юге – вдоль Варшавского шоссе. На севере конечной станцией Тимирязевского радиуса метрополитена будет станция "Марк", расположенная рядом с одноименной станцией Савеловского направления Московской железной дороги. Здесь предусматривается создать удобный пересадочный узел, около которого пройдут также городские и пригородные маршруты наземного общественного транспорта.

В центральной части города Тимирязевско-Серпуховской диаметр пройдет от Савеловского вокзала до станции "Новослободская" и далее через Трубную площадь, площадь Пушкина, станцию "Библиотека имени Ленина" до станции "Добрынинская".

Калининско-Арбатский диаметр соединит восточные районы Перово и Новогиреево с западными районами Очаково, Матвеевское и районами, прилагающими к Мичуринскому проспекту и Мосфильмовской улицы. В восточной части города Калининский радиус на значительном участке пройдет в направлении шоссе Энтузиастов. У платформы "Новая" Рязанского направления Московской железной дороги предусматривается сооружение пересадочной станции этого радиуса метрополитена.

В центре города Калининско-Арбатский диаметр пройдет от станции "Таганская" до станции "Библиотека имени Ленина" и далее с использованием действующей линии метрополитена к станции "Киевская". В более далекой перспективе Калининско-Арбатский диаметр намечается удлинить на востоке до города Реутов, а на западе – в город Солнцнво.

Новым Генеральным планом развития Москвы намечается также продление существующих линий метрополитена:

  • Рижского радиуса от станции "ВДНХ" в район Свиблово, Бабушкин и Медведково с ответвлением линии к станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги;
  • Замоскворецкого радиуса от станции "Каширская" в районы Ленино и Борисово, с устройством пересадки со станции метрополитена на станцию Царицыно Курского направления Московской железной дороги;
  • Горьковского радиуса от станции "Речной вокзал" до платформы Левобережная Октябрьской железной дороги;
  • Кировского радиуса от станции "Преображенская" в направлении Большой Черкизовской улицы и Щелковского шоссе в районы Измайлово и Гольяново, с устройством в будущем ответвления в Богородское и Метрогородок;
  • Филевского радиуса от станции "Кунцевская" до платформы "Рабочий поселок" Смоленского направления Московской железной дороги;
  • Фрунзенского радиуса от станции "Юго-Западная" до Ленинского проспекта.

Основные положения генплана 1971 по развитию дорожной сети

1944 В Генеральном плане города предусматривается строительство следующих скоростных дорог хордового направления: Ховрино – Борисово, Очаково – Мытищи, Теплый Стан – Владычино, Татарово – Бирюлево.

Во внешней зоне Московской области предполагается создание системы автомобильных дорог, проходящих в обход Москвы для отвлечения на них потоков транспорта, не связанных с Москвой и пригородной зоной. Эти дороги будут иметь продолжение за пределами Московской области и связывать между собой ближайшие к Москве областные города, например, направление Калинин – Волоколамск – Можайск – Калуга или направление Владимир – Шатура – Кашира – Тула.

1947 В новом Генеральном плане в целях повышения удобств для населения столицы и пригородной зоны, снижения концентрации пассажиров на пассажирских вокзалах в Москве и ограничения развития пассажирских станций в центральной части города предусматривается соединение тупиковых линий в железнодорожные диаметры. К расчетному сроку намечено создать Савеловско-Смоленский, Курско-Октябрьский и Рижско-Горьковский наземные железнодорожные диаметры. В Генеральном плане предусматривается возможность организации в отдаленной перспективе двух подземных железнодорожных линий, проходящих через центр в тоннелях.

Наряду с этим по мере развития сети метрополитена будут создаваться удобные пересадочные станции на пересечении железных дорог с метрополитеном.

Возьмем к примеру Рижское и Горьковское направления железных дорог. В настоящее время по этим направлениям существуют три пункта пересадки на метрополитен. Создание Рижско-Горьковского диаметра позволит пассажирам совершать такую пересадку в восьми пунктах (Тушино, Ленинградская, Дмитровская, Ржевская, Каланчевская, Курский вокзал, Застава Ильича, Реутов), а также проехать без пересадки из северо-западных районов Москвы и пригородной зоны в восточную часть города.

Восточный судоходный канал

Особое значение для Москвы имеет сооружение в будущем Восточного судоходного канала, которое предусмотрено в Генеральном плане.

Создание нового канала позволит снять грузовое движение судов с Москвы-реки в центральной части города, освободив ее для внутригородских пассажирских перевозок, и расширить сеть пляжей и лодочных станций.

Транзитные перевозки для Воскресенска и других городов и населенных пунктов Московской области будут вынесены за пределы столицы. Одновременно на 63 км сократится путь на участке между Пяловским водохранилищем и Кулаковскими излучинами на реке Москве относительно существующего движения судов по каналу имени Москвы.

Восточный канал – это крупнейший комплекс сложных гидротехнических сооружений, и на его трассе намечено строительство трех шлюзов. На участке, проходящем по пойме реки Клязьмы, предусмотрено создать водохранилище площадью 275 га, другое – площадью 140 га вблизи г. Щелково и, наконец, третье водохранилище – Люберецкое – разольется на площади свыше 800 га.

На Восточном судоходном канале будут построены два грузовых порта – на Щелковском и Люберецком водохранилищах – и ряд механизированных грузовых причалов, которые станут обслуживать крупные промышленные комплексы, находящиеся вдоль канала и в восточной части Московской области. Новые грузовые порты будут связаны с Московской и другими районами области железнодорожными и автомобильными магистралями. Подъездные пути в портах, кроме смешанных водно-железнодорожных перевозок, позволят эффективнее использовать складские помещения и механизмы даже в межнавигационный период.

Новой зоной отдыха станет водохранилище, которое образуется в результате благоустройства мытищинских торфоразработок. Его свяжет с Восточным каналом соединительный канал, по которому пойдут пассажирские суда типа "Ракета" и "Москва". Восточный судоходный канал и водохранилища, расположенные в живописной местности лесопаркового пояса и Московской области, несомненно, полюбятся отдыхающим. Сюда смогут отправиться водным транспортом тысячи пассажиров. На Люберецком водохранилище построят пассажирский речной вокзал, к которому можно будет попасть с Московской кольцевой автодороги, а в дальнейшем и по Ждановскому радиусу метрополитена.

Создание Восточного канала позволит обводнить северо-восточные и восточные районы лесопаркового пояса и Московской области, обеспечит орошение ближайших к каналу сельскохозяйственных земель, улучшит водоснабжение города.
sokol
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 23 дек 2009, 12:27

Re: 1971 Генеральный план развития Москвы

Сообщение olenka » 13 ноя 2010, 00:50

Самый нереализованный из генеральных планов. Прямо как коммунизьм к 1980 году. Генплан 2025 может побить этот рекорд...
olenka
 
Сообщения: 246
Зарегистрирован: 24 авг 2010, 12:32

Re: 1971 Генеральный план развития Москвы

Сообщение lapka » 16 фев 2011, 16:35

olenka писал(а):Самый нереализованный из генеральных планов...


Да, самый нереализованный, но выглядит довольно разумным - хорды дорог и структура линий метро задуманы с учетом теперешних проблем, которых можно было бы избежать в случае реализации этого плана.

На мой взгляд, этот план цельнее и логичнее всего того, что сделано за последние 20 лет и задумано Генпланом 2025.
lapka
 
Сообщения: 116
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 14:38

Re: 1971 Генеральный план развития Москвы

Сообщение lapka » 16 фев 2011, 16:41

Из статьи Ольги Мостовой "Общественная палата считает Генплан «преступлением против Москвы" на http://vsedoma.km.ru:

Для справки: с XVIII по XX века в Москва пережила 7 генеральных планов, которые принимались раз в 30–40 лет. Полностью в городе осуществили лишь два генплана: 1818-го и 1951 годов (после нашествия Наполеона и Великой Отечественной войны). В других случаях менялись или правительства, или градостроительные проекты. Самым прогрессивным считается Генплан 1971 года, в котором впервые авторы предложили так называемые «хордовые магистрали», осуществление функционального зонирования районов, комплексную застройку в каждом микрорайоне.

Отметим, что все то, что считалось прогрессивным в далеком 1971-м году, таким остается для Москвы и сегодня, учитывая тот факт, что ничего прогрессивного с той поры в столице сделано так и не было. «Лужков «чертит» все новые круги – кольцевые дороги, которые просто априори не могут решить транспортные проблемы города с такой конфигурацией, как Москва, - говорит ВЗГЛЯДу директор стройкомпании «О.С.Г.» Николай Добронравов. – Новые кольцевые только становятся дороже, причем, год от года – в разы. Но, если все сходит и при таких сметах, так что говорить о далеком будущем, за которое нынешние власти никогда не ответят».
lapka
 
Сообщения: 116
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 14:38

Re: 1971 Генеральный план развития Москвы

Сообщение Oppel » 22 июн 2011, 14:00

В галерее есть еще одна карта, отражающая основную структуру города по Генплану 1971 года
1941
Аватара пользователя
Oppel
 
Сообщения: 88
Зарегистрирован: 17 июл 2010, 12:21

Re: 1971 Генеральный план развития Москвы

Сообщение Kolesov » 22 июн 2011, 20:07

А Восточный судоходный канал можно увидеть на планах 1957 и 1935 годов:

061935 0519571
Аватара пользователя
Kolesov
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 17 июл 2010, 13:03

Восточный судоходный канал

Сообщение mOnter » 03 дек 2011, 12:54

2432 Восточный судоходный канал по генплану 1935 года должен быть частью Малого внутригородского водного кольца, показанного на этой карте.
Аватара пользователя
mOnter
 
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 ноя 2010, 13:56

Иллюстрации к Генеральному плану развития Москвы 1971 г.

Сообщение mOnter » 03 дек 2011, 21:47

2435 2436 2437 2438
Вот еще несколько дополнений к Генеральному плану развития Москвы 1971 года
Аватара пользователя
mOnter
 
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 ноя 2010, 13:56

Re: 1971 Генеральный план развития Москвы

Сообщение Kostochka » 03 дек 2011, 22:03

Весьма примеччательно, что по этому плану Мичуринский проспект не упирается, как сейчас, в Москву-реку:
http://www.retromap.ru/mapster.php#pane ... =37.540626
Аватара пользователя
Kostochka
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 19 май 2011, 22:15